Блок цилиндров является главным компонентом двигателя транспортного средства, от которого зависит эффективность работы всего узла. Любые проблемы, связанные с нарушениями целостности блока, приводят к сбоям в работе двигательной системы. Как правило, происходит это из-за деформации головки блока, которая закрывает цилиндр. Любые неровности либо задиры на поверхности данного элемента препятствуют плотному прилеганию к блоку, что провоцирует проблемы в работе силового агрегата. Для устранения дефектов ГБЦ выполняют специальную обработку. Данная манипуляция проводится в процессе капитального ремонта мотора.
Рекомендовано выполнять шлифовку ГБЦ в случае проведения сложных работ в двигательной системе, которые предусматривают демонтаж силового агрегата. Процедура является обязательной, если:
Для справки.
Процедура шлифования также выполняется для повышения мощности силового агрегата при тонком тюнинге. За счет уменьшения высоты детали повышается степень сжатия.
Нарушение геометрии головки блока цилиндров приводит к неплотному примыканию прокладки к блоку, вследствие чего возникают проблемы в работе двигательной системы:
В случае возникновения подобных неполадок, необходимо незамедлительно выполнить шлифовку головки блоков цилиндров.
Прежде всего необходимо выполнить оценку состояния ГБЦ. Для этого блок устанавливают на идеально ровную поверхность, используя щуп и стальную линейку. Ребро линейки прикладывают к нижней плоскости детали по диагоналям. Важно, чтобы линейка была ровной и не имела дефектов. Между линейкой и поверхностью блока будет виден зазор, который нужно будет замерить при помощи щупа.
Нормальным значением считается 0,05 мм. Такой зазор никак не влияет на работу ДВС. Щель размером 0,1 мм является критичной, в таком случае следует внепланово проводить шлифование. Плоскую шлифовку выполняют только при условии того, что после выполнения процедуры высота головки не будет менее 135,6 мм. Слишком высокий износ либо искривление головки говорит о запущенности ситуации и в данном случае поможет лишь замена детали.
Важно!
В случае прогара прокладки повреждение поверхности ГБЦ будет расположено рядом с прогоревшим местом.
Если в процессе диагностики на ГБЦ были обнаружены дефекты, следующим этапом должен быть осмотр цилиндров на предмет повреждений. Цилиндры с крупными трещинами не подлежат восстановлению, поскольку после этого они все равно не смогут полноценно функционировать.
Если на блоке цилиндров не наблюдается крупных трещин, необходимо проверить, нет ли на нем микротрещин. Мастера автосервисов делают это при помощи специального установках, но в гаражных условиях можно обойтись краской. Нанесите краску на деталь, подождите 5 – 6 минут и сотрите ее. Красящий состав проникает в деталь и после его стирания можно визуально понять, есть ли повреждения. Важно отметить, что данный метод позволяет выявить только внешние микротрещины, но внутренние рассмотреть будет невозможно. Устранение трещин следует проводить перед началом шлифования детали.
В условиях СТО шлифовку ГБЦ выполняют механическим методом на автоматизированных машинах при помощи шлифовального круга. Опытный мастер знает, как правильно и качественно провести процедуру и не допустить ошибок. Если же деталь попадет в руки неопытного сотрудника, он может некорректно выполнить процедуру, нарушив стандарты производителя. В таком случае деталь придется менять.
Выполнить обработку самостоятельно реально и делается это при помощи абразивной бумаги либо обычного точильного камня. Алгоритм действий примерно таков:
Важно!
Если в процессе шлифования снять чересчур много, деталь станет непригодной к использованию. Именно поэтому выполнять столь деликатную процедуру своими руками, не имея навыков и квалификации, не стоит.
Грамотно выполненная шлифовка ГБЦ обеспечивает продолжительную службу детали при условии правильной эксплуатации и своевременного обслуживания. После выполнения шлифовки головки служат несколько десятков километров пробега без необходимости повторной обработки. Если же технология шлифования не была соблюдена, вскоре автомобилист столкнется с новыми проблемами в работе силового агрегата.